Поиск по этому блогу

среда, 21 ноября 2012 г.

Условия эффективного использования результатов итоговой аттестации и других оценочных процедур


Эффективное использование результатов оценки зависит от ряда условий, которые следует учитывать, с целью достижения максимального влияния полученных результатов на повы­шение качества обучения и выработку образовательной политики.
Отметим следующие наиболее важные условия.


1. Политический контекст: контроль или поддержка 

Политический контекст оказывает важнейшее влияние на то, как и для чего используются результаты оценочных процедур. Следует различать две принципиально разные политические стратегии, реализуемые органами управления образованием, - контроль или поддержка.

Под поддержкой понимаются конкретные меры и программы действий, реализуемые органами управления образованием и направленные на повышение качества образования, преодоление неравенс­тва в доступе к образовательным услугам и т. п. Это могут быть такие меры помощи образовательным учреждениям, как повышение квалификации педагогов, приобретение учебного оборудования и учеб­ных материалов, выделение целевых грантов на поддержку программы развития ОУ, организация сетевого взаимодействия образовательных учреждений.
В первом случае во главу угла ставится не столько вопрос повышения качества об­разования, сколько вопрос контроля работы образовательных учреждений и снабжения вышестоящих органов необходимой информацией. При таком подходе оценка качества сводится преимущественно к проверкам со стороны надзирающих органов и выявлению недостатков.

В ситуации поддержки потребителями информации о результатах различных оценочных процедур становятся сами субъекты образовательной деятельности - адми­нистрация школы, учителя, учащиеся и родители. И основная задача органов управления образованием при таком подходе - обеспечение школ и педагогов разнообразными методиками и действенными инструментами оценки результатов образовательной деятельности, позволяющими принимать адресные решения относительно поддержки в обучении конкретного ребёнка и проектировать шаг развития образовательного учреждения.

Иначе говоря, в этом случае важными являются не сами результаты деятельности  которые демонстрируют школы и отдельные учащиеся, а наличие у образовательных учреждений культурных инструментов и процедур, позволяющих проектировать свой шаг развития. К таким процедурам могут быть отнесены формирующее оценивавшие учащихся, мониторинги, самооценка, самоанализ, самоконтроль и самопроверка.
Основные различия между стратегиями контроля и поддержки (со стороны учредителя и органа управления образованием)
Контроль
Поддержка
• Для наложения санкций и разда­чи поощрений.
• Оказание содействия ОУ и муниципалитетам в преодолении существующих проблем.
• Недостижение результатов и обнаруженные проблемы становятся основанием для санкций.
• Недостижение результатов не приводит к са­кциям. Неудача - сигнал для корректировки планов.
• ОУ скрывает проблемы и не­статки.
• ОУ заинтересовано в объективной оценке со стороны органов управления. Обнаруженные проблемы становятся основанием для перепроектирования планов работы.
2. Поддержка заинтересованных сторон
Крайне важно, чтобы все заинтересованные стороны пришли к согласию относительно необходимости проведения оценки и оказывали поддержку при её проведении.
С этой целью на протяжении всего периода разработки инструментария, сбора и анализа данных и подготовки отчётов необходимо поддерживать постоянную связь со всеми заинтересованными группами - органами управления образованием, руководством школ, представителями учительского сообщества, специалистами системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, родителями и учащимися, политиками и общественными деятелями, средствами массовой информации. Необходимо постоянно информировать эти целевые группы и привлекать их к обсуждению наиболее важных вопросов организации и проведения программы оценки, включая вопрос интерпретации полученных результатов.
3. Наличие надёжного инструментария
В большинстве стран мира инструментарий оценки разрабатывается специализированными организациями (тестовыми компаниями, центрами тестирования и т.п.). В случае, если регион хочет самостоятельно вести разработку измерительных материалов, необходимо использовать подготовленных и квалифицированных специалистов, которые способны осуществлять следующие этапы разработки тестов:
1. Определение цели тестирования и разработка спецификации теста.
2. Разработка заданий для теста.
3. Экспертиза и доработка заданий.
4. Апробация и доработка заданий.
5. Составление теста.
6. Проведение апробации теста и обработка полученных результатов.
7. Доработка теста и подготовка окончательного варианта.

4. Наличие надёжной стандартизированной процедуры проведения оценки
Процедура проведения программы оценки должна:
• быть прозрачной для внешних субъектов и понятна исполнителям;
• быть хорошо регламентированной;
• обеспечивать информационную безопасность;
• предотвращать возможные нарушения и фальсификацию данных;
• обеспечивать сопоставимость результатов для всех общеобразовательных учреждений,  чьи учащиеся принимали участие в оценке; 
• осуществляться подготовленными специалистами.
5. Ориентация на информационные потребности основных групп пользователей
результатов оценки
При проведении программы оценки важно ориентироваться на существующие ин­формационные потребности и запросы различных заинтересованных групп.

Основными пользователями результатов процедуры оценки качества образования являются: 
  • обучающиеся и их родители (законные представители); 
  • педагоги и администрация общеобразовательных учреждений; 
  • органы законодательной и исполнительной власти;  
  • ведомства (национального и регионального уровней), осуществляющие контрольные функции; 
  • муниципальные органы управления образованием; 
  • учредители образовательных учреждений; 
  • образовательные и научные учреждения; 
  • работодатели и их объединения; 
  • общественные организации, заинтересованные в оценке качества образования; 
  • средства массовой информации; иные лица, заинтересованные в оценке качества образования. 
Стратегия распространения результатов исследования требует, чтобы соответству­ющая информация достигала представителей всех заинтересованных сторон. Информа­цию следует представлять в форме, понятной потенциальным пользователям. Для этого следует использовать не только стандартные отчёты, но и другие информационные продукты - краткие записки, пресс-релизы, сообщения на радио и телевидении  отдельные доклады, ориентированные на разные группы: учителя, школы, преподаватели системы подготовки и повышения квалификации работников образования, разработчики учебных планов и стандартов.
6. Подготовка отчёта по результатам оценки
Итоговый отчёт (на уровне федерации, региона, муниципалитета, общеобразовательного учреждения) является наиболее важным и полезным из всех информационных материалов, которые могут быть созданы на основе данных процедуры оценки. Хорошо подготовленный итоговый отчёт должен включать определённый набор разделов. Их количество и содержание будет зависеть от вида программы оценки. Тем не менее, итоговый отчёт должен содержать следующую информацию:
• описание целей, которые были достигнуты за счёт оценки;
• описание содержания оценки (что измерялось) и обоснование, почему важно то, что было измерено;
• краткая характеристика инструментария оценки;
• пояснение, как и когда были собраны данные;
• объяснение, как результаты достижений учащихся были сгруппированы и обобщены;
• представление полного распределения результатов достижений учащихся и того, как достижения варьируются среди различных групп учащихся;
• описание факторов, которые оказывают влияние на результаты достижений учащихся;
• определение, где это возможно, тенденций и закономерностей в результатах достижений учащихся;
• формулирование сбалансированных выводов о возможных последствиях для образовательной политики и рекомендаций по повышению результатов обучения;
• предоставление подробных статистических таблиц для проведения вторичного анализа.
7. Учёт дополнительных данных при принятии управленческих решений
по итогам оценки
Крайне важно, чтобы при принятии решений «с высокими ставками», такими как итоговая аттестация учащихся, аккредитация школ, аттестация педагогов, выводы о качестве образования делались не только на основе одних лишь результатов процедур оценки качества образования. Эта информация должна использоваться наряду с данными из других источников (статистическая информация, результаты исследований, самооценка общеобразовательного учреждения, портфолио педагога и др.) для составления целостной картины о качестве образования с учётом различных факторов и условий.
Кроме того, необходимо учитывать такие показатели как социально-экономический статус семьи и сравнительную динамику результатов оценки (учёт результатов оценочных процедур за предыдущие периоды). Невозможно принимать «сложные» решения на основании данных одного вида.
(по материалам Тренингового центра ИУО РАО)

Комментариев нет:

Отправить комментарий