Поиск по этому блогу

понедельник, 26 ноября 2012 г.

Портфолио: возможности и актуальные задачи

Современное обучение, центрированное на ученике, создающее для него возможность свободы и инициативы за счёт реализации проектных, исследовательских, творческих форм учебной работы, предполагающее партнёрство и сотрудничество с учителем, требует разработки новых подходов к оценке учебных, и шире, образовательных достижений. Важную роль начнет играть как внешняя, так и внутренняя система оценки качества образования, ориентированная на новые качественные результаты. Необходимость расширения оценочного инструментария и его настройки на оценку не только предметных результатов, но и общих учебных умений, индивидуального прогресса ученика зафиксирована и в новом ФГОС.

В традиционном понимании портфолио – это подборка репрезентативных свидетельств (документов) чьих-либо профессиональных (деловых) квалификаций и достижений. Области привычного и широкого употребления портфолио – бизнес, творческие профессии. В педагогической практике портфолио рассматривают как собрание (коллекцию) работ учащегося, которое демонстрирует его усилия, достижения и прогресс в обучении за определённый отрезок времени. В портфолио учащегося основной и старшей школы включены также разделы, посвящённые самооценке достигнутых результатов и планированию будущих этапов и форм обучения, например, выбору профильных учебных курсов, формированию индивидуального учебного плана и т.п. В портфолио, как правило, включают исследования и проекты, модели и художественные работы, образовательные сертификаты, награды, рецензии, отзывы, резюме, поскольку он изначально вошёл в школу как один из инструментов аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, то есть предметному результату учебной, творческой, социальной деятельности ученика. Такое оценивание не заменяет и не дублирует, а дополняет стандартные внутренние и внешние тесты и другие контрольные процедуры. Имеется убедительная статистика, доказывающая, что регулярное использование преподавателем заданий, ориентированных на результат, повышает компетентность учащихся в этой области.

Для школы портфолио как форма аутентичного оценивания наиболее ценно тем, что может обеспечивать абсолютную прозрачность оценки при условии, что критерии заранее установлены и обсуждались с учеником, и позволяет ему планировать результаты собственной учебной деятельности, проектировать её виды, формы и средства. Ученик может самостоятельно или в контакте с учителем выбирать, какие работы, документы, сертификаты и другие свидетельства достижений он хочет представить. Для ученика портфолио становится рабочим стратегическим инструментом, позволяющим эффективно контролировать, планировать и оценивать свои достижения. Для учителя и школы в целом портфолио является не менее важным диагностическим инструментом. С точки зрения отслеживания и оценивания процесса обучения и его результатов портфолио позволяет решить следующие важные задачи:
  • Проследить индивидуальный прогресс ученика в течение длительного периода обучения;
  • Оценить его образовательные достижения и дополнить результаты традиционных форм оценивания;
Выделяют следующие типы портфолио:
Портфолио Документов или «Рабочий» портфолио
Включает коллекцию работ, собранных за определённый период обучения, демонстрирующую прогресс учащегося в какой-либо учебной сфере. Может содержать любые материалы, в том числе планы и черновики, которые показывают, каких успехов добился ученик в процессе обучения, с момента, как он поставил перед собой определённую цель и до того, как он её достиг. Поэтому в портфолио могут быть представлены как успешные, так и неудачные, пробные работы.
Портфолио процесса
Отражает все фазы и этапы обучения. Позволяет показать, как учащийся интегрирует специальные знания и навыки и достигает прогресса, овладевая определёнными умениями, как на начальном, так и на высоком уровне. Кроме того, демонстрирует процесс рефлексии учащимся собственного учебного опыта и включает дневники самонаблюдения и различные формы самоотчёта и самооценки.
Показательный портфолио
Позволяет лучше всего оценить достижения учащегося по основным предметам школьной программы. Может включать только лучшие работы, отобранные в ходе совместного обсуждения учеником и педагогом. Как правило, включает разнообразные аудио и видео записи, фотографии, электронные версии работ. Представленные материалы могут сопровождаться письменными комментариями учащегося, обосновывающими выбор представленных им работ.
Другим основанием для выделения различных типов портфолио служит то, с какой целью он создаётся и в каких ситуациях может быть использован. Мы назовём её типологией «от педагога»или «от адресата».
Портфолио развития
Учитель, заинтересованный в наблюдении за тем, каких успехов достигает ученик, насколько он прогрессирует в течение учебного года, например, в освоении языка или математики, может обратиться к портфолио развития, который содержит примеры учебных работ, а также оценки учеником своих результатов. Этот портфолио обеспечивает достоверные материалы, которые можно использовать для оценивания ученика или для обсуждения с родителями на родительском собрании.
Портфолио для планирования
Учителя могут использовать существующую систему портфолио для получения дополнительной информации о классе. Это позволит лучше оценить уровень возможностей детей ещё до начала учебного процесса и в соответствии с этим спланировать учебный год.
Портфолио подготовленности ( proficiency)
Некоторые школы используют портфолио как средство определения готовности ученика к выпуску. Школьникам требуется представить определённое количество материалов, которые демонстрируют их компетентность и достижения в нескольких предметных областях.
Этот портфолио может включать лучшие ученические работы, собранные на определённом этапе обучения и отражающие учебные достижения учащегося. Например, материалы проектов и исследований, художественные работы, естественнонаучные эксперименты, достижения в музыкальной области, которые наиболее целостно представляют умения и возможности ученика.
Портфолио для поступления в вуз
Колледжи и университеты используют показательный портфолио как основание для приёма абитуриентов. Предъявленные портфолио позволяют приёмной комиссии лучше оценить реальные возможности будущих студентов добиться успехов при обучении в данном учреждении.

Все представленные типы портфолио объединяет то, что они дополняют итоговое оценивание, констатирующее конечные и в основном предметно-знаниевые результаты, текущим, фиксирующим их динамику.

Задача этого способа оценки, в отличие от итогового оценивания, не контроль и квалификация учебных достижений, а поддержка их роста, и - в случае портфолио это очевидно - личной учебной инициативы, которую школьники могут реализовать в своём образовательном учреждении, в сфере дополнительного образования и в пространстве дистанционного обучения. Таким образом может быть реализована важная идея сегодняшнего образования, выраженная в обращённом к ученику предложении «Возьми в свои руки контроль над своим образованием»
Портфолио на выходе из школы
Отражая результаты индивидуальной образовательной активности, траекторию развития выпускника, портфолио является ценным источником сведений для вуза:

  • Портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ, поскольку наиболее полно покрывает те дефициты информации об абитуриенте, которые неизбежны при любой экзаменационной процедуре.
  • Портфолио свидетельствует о подготовке выпускника школы, полученной им в ходе профильного обучения, к специализации в данной профессиональной сфере, как за счёт профильных курсов, так и благодаря специальным практикам, профориентационным пробам и др.
  • Портфолио в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена. Кроме того, он может служить альтернативой «натаскивания», спровоцированного этой ситуацией, дающего краткосрочный и поверхностный результат.
  • Портфолио, представляющий наряду с результатами олимпиад результаты проектно-исследовательской деятельности, социальных практик, творческие работы свидетельствует не только о способностях абитуриента, но и умении их реализовать, о его самоорганизации и коммуникативных навыках.
Таким образом, портфолио, являясь формой полного и разностороннего представления выпускника школы вузу, может использоваться вузами в качестве дополнительной информации об абитуриенте, рассматриваться при собеседовании либо учитываться наряду с результатом экзаменов.

Конечно, появление оценочного инструмента с «высокими ставками» неминуемо связано с возникновением новых рисков. В случае портфолио можно ожидать того, что он начнёт использоваться не как инструмент поддержки индивидуального развития в ходе всего процесса обучения, а сиюминутно, как средство получения преференций в конкурентной ситуации. Из этого главного вытекают все остальные «технические» риски:
  •  бюрократизация работы с порфтолио – формальное накопление документов в ущерб планированию, рефлексии, анализу работ;
  • «сверхценность» портфолио – превращение рабочего инструмента в дорогой продукт;
и, наконец, неизбежная
  • фальсификация документов, представленных в портфолио (как со стороны школы, так и со стороны семей).
Чтобы избежать возможных негативных сценариев развития ситуации, важно чётко понимать задачи и возможности работы с портфолио, использовать гибкость и многофункциональность этого инструмента и адаптировать его к условиям разных ступеней обучения, особенностям ученика, образовательной стратегии школы. Поэтому нам кажется важным продолжить накопление образцов: различных моделей и вариантов портфолио и способов работы с ним. Не менее полезно провести анализ школьной нормативной базы, регламентирующей использование портфолио.

По материалам научно-методического сетевого журнала
«Управление образованием: теория и практика»

Комментариев нет:

Отправить комментарий