Поиск по этому блогу

вторник, 20 ноября 2012 г.

Формирующее оценивание


Формирующее оценивание собирает информацию, на основании которой осуществляется коррекция или улучшение учебного процесса. Это принципиально отличает его от  суммарной (итоговой) оценки , цель которого определить и представить итоговые показатели достижений учеников.
Формирующее оценивание необходимо для того, чтобы диагносцировать, как идёт процесс  обучения на начальной и промежуточной, а не только конечной стадии, и - если данные окажутся неудовлетворительными – на основе  полученной информации внести в него необходимые изменения. Его цель состоит в совершенствовании качества учебной деятельности (учения). Именно это стоит за определением формирующего оценивания как оценивания для обучения. Перечислим базовые принципы этого подхода. Формирующее оценивание:

  1. Центрировано на ученике
Оценивание фокусирует внимание учителя и ученика в большей степени на отслеживании и коррекции учебной активности ученика. Оно даёт  учителю и ученику информацию, на основании которой они  принимают решения, как улучшать и развивать учение.


  1. Направляется учителем
Оно предполагает автономию, академическую свободу и высокий профессионализм учителя, поскольку именно он решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на информацию, полученную в результате оценивания.

  1. Разносторонне результативно
Поскольку оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия учащихся, вовлекает их в рефлексию и  самооценивание, тем самым поддерживает учебную мотивацию и активность.

  1. Формирует учебный процесс
Цель данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для выставления отметок. Оно не привязано к какой-то конкретной балльной шкале, может быть анонимным.

  1. Определено контекстом
Оценивание должно соответствовать определённым характеристикам и нуждам учителя, учеников и изучаемых дисциплин. То, что хорошо работает в одном классе, необязательно подойдёт для другого.

  1. Непрерывно
Оценивание запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем состоянии. Используя широкий ассортимент простых техник, которые можно легко и быстро освоить, учитель получает от учеников обратную связь относительно того, как они учатся, предоставляет им  обратную связь относительно их результатов  и возможностей улучшить процесс учёбы. Если этот подход интегрируется в ежедневную учебную работу, происходящую в классе, коммуникационный механизм, связывающий учителя с учениками и учение с преподаванием, становится более действенным и эффективным.

  1. Опирается на  качественное преподавание
Подобное  оценивание стремится построить на основе существующей достаточно успешной и высоко профессиональной практики практику ещё более систематичную, подвижную и эффективную, предоставляя  новые возможности получать информацию о том, как идёт учебный процесс, и более своевременно и целенаправленно его корректировать.

Учитель, при данной технологии оценивания, находится в процессе постоянной рефлексии собственной преподавательской деятельности и отвечает на ключевые вопросы:
·      Какие наиболее существенные знания и умения я стремлюсь преподать своим ученикам?
·        Как я могу выяснить, научились ли они этому?
·        Как я могу помочь им лучше организовать свою учебную  деятельность?
Результатом становится совершенствование преподавательских умений и повышение качества преподавания.

Алгоритм действий учителя  описывается  следующим образом:
  • Перевести цели в измеряемые учебные результаты.
  • Определить необходимый для них уровень достижений.
  • Отобрать учебное содержание и техники оценивания.
  • Выбрать и реализовать соответствующие методы обучения.
  • Провести оценивание и установить, достигнуты ли измеряемые учебные результаты


(по материалам Тренингового центра ИУО РАО)

Комментариев нет:

Отправить комментарий