Формирующее оценивание собирает информацию, на основании
которой осуществляется коррекция или улучшение учебного процесса. Это
принципиально отличает его от суммарной
(итоговой) оценки , цель которого определить и представить итоговые показатели
достижений учеников.
Формирующее
оценивание необходимо для того, чтобы диагносцировать, как идёт процесс обучения на начальной и промежуточной, а не
только конечной стадии, и - если данные окажутся неудовлетворительными – на
основе полученной информации внести в
него необходимые изменения. Его цель состоит в совершенствовании качества
учебной деятельности (учения). Именно это стоит за определением формирующего
оценивания как оценивания для обучения.
Перечислим базовые принципы этого подхода. Формирующее оценивание:
- Центрировано на ученике
- Направляется учителем
Оно предполагает
автономию, академическую свободу и высокий профессионализм учителя, поскольку
именно он решает, что оценивать, каким образом, как реагировать на информацию,
полученную в результате оценивания.
- Разносторонне результативно
Поскольку
оценивание сфокусировано на учении, оно требует активного участия учащихся,
вовлекает их в рефлексию и самооценивание,
тем самым поддерживает учебную мотивацию и активность.
- Формирует учебный процесс
Цель
данного оценивания – улучшать качество учения, а не обеспечивать основание для
выставления отметок. Оно не привязано к какой-то конкретной балльной шкале,
может быть анонимным.
- Определено контекстом
Оценивание должно соответствовать определённым характеристикам
и нуждам учителя, учеников и изучаемых дисциплин. То, что хорошо работает в
одном классе, необязательно подойдёт для другого.
- Непрерывно
Оценивание
запускает механизм обратной связи и постоянно поддерживает его в работающем
состоянии. Используя широкий ассортимент простых техник, которые можно легко и
быстро освоить, учитель получает от учеников обратную связь относительно того,
как они учатся, предоставляет им обратную связь относительно их результатов и возможностей улучшить процесс учёбы. Если
этот подход интегрируется в ежедневную учебную работу, происходящую в классе,
коммуникационный механизм, связывающий учителя с учениками и учение с
преподаванием, становится более действенным и эффективным.
- Опирается на качественное преподавание
Учитель,
при данной технологии оценивания, находится в процессе постоянной рефлексии
собственной преподавательской деятельности и отвечает на ключевые вопросы:
· Какие наиболее существенные знания и умения я
стремлюсь преподать своим ученикам?
·
Как я могу выяснить, научились ли они этому?
·
Как я могу помочь им лучше организовать свою
учебную деятельность?
Результатом становится совершенствование преподавательских
умений и повышение качества преподавания.
Алгоритм
действий учителя описывается следующим образом:
- Перевести цели в измеряемые учебные результаты.
- Определить необходимый для них уровень достижений.
- Отобрать учебное содержание и техники оценивания.
- Выбрать и реализовать соответствующие методы обучения.
- Провести оценивание и установить, достигнуты ли измеряемые учебные результаты
(по материалам Тренингового центра ИУО РАО)
Комментариев нет:
Отправить комментарий