Поиск по этому блогу

воскресенье, 27 мая 2012 г.

Без страшилок

Сегодня в школах начинаются государственные экзамены. Советы выпускникам дает профессор Татьяна Клименко, главный научный специалист Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии имени Сербского, эксперт Лиги здоровья нации.

  • Страх перед ЕГЭ, поступлением в вуз растет. Не могу лечь спать, пока не сделаю все уроки. Ночью часто просыпаюсь, а днем голова кружится. Как все это пережить?
Скорее всего, вы неправильно структурируете свое время после того, как пришли из школы. При всем громадном объеме домашних заданий, их можно максимум за 5 часов сделать. Надо подумать, где, на что теряется время. Важно в своем сознании сформировать свое желаемое будущее. Если хотите поступить в институт, надо чаще представлять этот институт и себя студентом. Если хотитеь идти после школы работать, то надо представлять эту работу, себя на работе.
  • Что посоветовать ученикам, которые знают пройденный материал, но не укладываются в заданный промежуток времени?
Ни студента, ни ученика никто не ограничивает во времени, когда он устно отвечает на вопрос. Если преподаватель видит, что отвечающий знает материал, никто не будет снижать оценку за то, что он не уложился. Другое дело письменный экзамен, который ограничен во времени. Я бы посоветовала научиться обобщать материал. Дам необычный совет: надо писать шпаргалки. Не пользоваться, а писать их. Потому что, когда человек пишет шпаргалки, он вынужден формулировать мысль более коротко, искать самое главное. Таким образом, у него формируется способность обобщать материал, структурировать свои знания, формулировать их в более обобщенном виде. Написание шпаргалок очень полезно. Люди, которые их пишут, в итоге в них не нуждаются, потому что пока пишут их, все выучивают, повторяют самое главное.

  • Что делать, если на экзамене вдруг чувствуешь, что ничего не можешь вспомнить?
Знаете, что отвлекает? Локальная боль. Надо ноготком сильно-сильно нажать себе на подушечку пальца. Появляется локальная боль, которая возвращает чувство реальности. И на белом листе начинает рисоваться информация. Девочке проще у нее длинные ногти. Мальчикам бы посоветовала с этой целью отрастить ноготь на большом пальце.


  • Какие лекарства принимать для улучшения памяти и стабилизации нервной системы? 

Никакие! Если со школьных лет преодолевать проблемы с помощью лекарств, то человек всю свою жизнь при каждой проблеме будет нуждаться в лекарственном допинге. Надо учиться преодолевать проблемы самостоятельно. Лекарства назначаются только тогда, когда у человека есть какие-то заболевания.

  • В некоторых школах во время сдачи экзаменов присутствуют злые и грубые организаторы...
Задача - научиться воспринимать организаторов как внешнюю помеху, как радио. Они делают свое дело, а вы - свое.  Если организатор позволяет грубость, гневливость, надо понимать, что этот человек кричит и унижает другого из-за своих внутренних комплексов, от внутренней незащищенности. На таких людей обижаться нельзя. Надо настроить себя и воспринимать его как шум, который я не замечаю.
  • Как вы относитесь к талисманам? 
Учащиеся нередко ходят на экзамен в одной юбочке или в одних брюках. Или с одной ручкой, с которой на первом экзамене получили пятерку. Ученик наделяет эту ручку каким-то магическим эффектом. Создается дополнительный вариант психологической защиты: когда со мной эта ручка, я обязательно все вспомню. Люди, жизнь которых не связана с экстримом, почему-то считают, что талисман и оберег - признак слабости: раз прибегаю к талисману, к какой-то дополнительной поддержке, значит, я слабый. Это не так. Дополнительная психологическая поддержка нужна не только слабым, но и сильным. Поэтому все путешественники - с талисманами, все альпинисты - с талисманами, все спортсмены - с талисманами. А их не обвинишь в слабости. Поэтому талисман для такого человека - просто обязательный элемент.

Комментариев нет:

Отправить комментарий