Поиск по этому блогу

суббота, 30 апреля 2022 г.

Три важных правила для родителя

 Советы профессора Мурманского Арктического госуниверситета Анны Белошистой.

Запомните три важных правила. Первое - за двойку не ругаем и не оскорбляем. Второе - не сравниваем ребенка с другими детьми: "Вон, у Пети четыре, а у тебя почему "два"? Третье: ребенок пришел из школы, не спрашивайте с порога: "Что сегодня получил?", спросите: "Что нового ты узнал? Что интересного было в школе?".

Учителя часто говорят, что дети не могут выполнить задание, потому что не понимают условие. Иными словами, не понимают прочитанный текст. Как научить читать осмысленно? Пересказывать задание своими словами?

 Надо развивать у ребенка самостоятельное мышление - умение анализировать, обобщать, выделять главное или, наоборот, несущественный признак... Это трудно и требует времени, а главное - требует системы. Иными словами, развивать "сильное мышление" у ребенка нужно не от случая к случаю, а системно. Понятно, что для родителей это "напряжно" и очень хочется переложить эту работу на кого-то, например, на репетитора. Но репетитор, который будет выполнять с вашим ребенком домашние задания, поможет только вам, освободив вас от хлопот. Самому ребенку он не поможет. И не спешите в книжные магазины за сомнительными пособиями с броскими названиями: "ваш ребенок будет гением за три недели" и так далее. Если уж так вышло, что вы проморгали ребенка, на развитие мышления потребуется не меньше года. Если, конечно, возьмется грамотный педагог. И заниматься надо будет не меньше двух-трех раз в неделю. Но в этом случае первые положительные сдвиги вы можете увидеть уже месяца через два.

Несколько приемов как развивать мышление средних школьников( из интернет ресурсов):

  • Нарисовать эмоции на лице
Предложите ребенку нарисовать мордашки с разными эмоциями. Вы можете называть эмоции сами или попросить ребенка вспомнить разные ситуации за день и нарисовать то, что он чувствовал в те моменты.
Рисуя грустные, веселые и сердитые рожицы, ребенок учится распознавать внешние сигналы эмоций — что как раз помогает укреплять теоретическое мышление и вместе с ним эмоциональный интеллект. Это происходит благодаря тому, что ребенок анализирует свои чувства и реакции других людей.
  • Сочинить историю
Сочините вместе с ребенком историю. Начните с простого предложения, например: «Жил-был кот...». Пусть ребенок продолжит и скажет следующее предложение, и так по очереди. Постарайтесь развить историю по всем правилам драматургии, с завязкой, кульминацией и заключением.
Выбирая продолжение истории, ребенок учится смело озвучивать свои фантазии. Он развивает творческое и системное мышление за счет последовательного проговаривания своих идей с сохранением общего смысла.
  • Поиграть в «Правду или вымысел»
Придумайте предложение с реалистичным смыслом (мама готовит ужин) и спросите ребенка: правда это или вымысел. Затем скажите что-то нереальное (книга идет домой) и задайте тот же вопрос. Предложите ребенку самому называть вам правдивые и ложные предложения.
Так ребенок учится сопоставлять реальность и фантазии. Благодаря этому происходит развитие словесно-логического мышления за счет анализа слов и предложений.
  • Поиграть в «Нереальное действие»
Возьмите любой предмет и попросите ребенка изобразить такое действие, которое мы обычно не делаем с этим предметом: сыграть на швабре, как на гитаре, нести мяч на голове, как корону. Угадывайте, что изображает ребенок, задавайте ему уточняющие вопросы.
Придумывая, как изобразить необычное действие с определенным предметом, ребенок учится реализовывать нестандартные идеи. В этот момент его гибкий ум вместе с активным воображением развивают наглядно-образное и словесно-логическое мышление.
  • Нарисовать интеллект-карту
По центру листа напишите любое слово или идею. Например, город. От него нарисуйте несколько стрелок и отметьте, что есть в городе: дома, люди, дороги. Дальше проведите стрелки от каждого слова и определите категории: какие бывают дома (школы, жилые дома, заводы, магазины), какие бывают люди (взрослые и дети, мужчины и женщины). На следующих стрелках отметьте, что есть в этих домах (классы в школах, прилавки и примерочные в магазинах), чем занимаются горожане (гуляют, работают). Продолжайте до самых мелких деталей.
Это упражнение учит видеть целое, его части и закономерности. Оно дает положительный заряд творческому и системному мышлению за счет работы обоих полушарий мозга.
  • Составить список
Предложите подростку составить список (чек-лист) чего-то важного для всей семьи или конкретно для него: список желанных подарков, покупок, фильмов для просмотра. Затем обсудите, чем полезны списки и как он может их использовать в учебе.
Составляя список, подросток учится систематизировать свои мысли, желания, планы — тем самым развивает практическое и системное мышление за счет придания формы тому, что до этого было только в голове.
  • Назвать различия
Спросите об отличиях между кораблем и лодкой, травой и газоном, рассказом и стихом, слоном и носорогом, натюрмортом и портретом.
Когда подросток замечает различия похожих объектов, то задействует словесно-логическое мышление: анализирует характеристики, выделяет главное от второстепенного, вспоминает свой прошлый опыт.
  • Придумать название предмету
Покажите фотографии таких гаджетов и предметов, которые подросток еще не видел: это может быть что-то суперсовременное (датчик осанки) или наоборот что-то давно забытое (стационарный телефон с пружинкой). Предложите придумать название и описать функционал этих предметов.
В этом упражнении подросток учится смело выражать свои мысли и отказываться от скучных и неподходящих идей. Как следствие, это помогает развивать творческое мышление за счет создания новых сочетаний слов.
  • Поиграть в «Придумай сценарий»
Покажите фотографию, на которой изображена неоднозначная ситуация (собака застряла в вазе) и попросите предположить, что произошло до этого момента.
В момент создания своей истории, подросток анализирует ситуацию и видит ее объемнее — тем самым развивает творческое мышление за счет выражения своих гипотез и фантазий.
  • Поиграть в «Странные вопросы»
Задайте подростку странные и неожиданные вопросы. Например:
Что лучше: яблоко или дыня?
Что мягче: рука или нога?
В чем польза жирафа?
В ответе должно быть как минимум три аргумента.
Когда подросток отвечает на нестандартные вопросы, он размышляет в состоянии неопределенности и укрепляет словесно-логическое мышление — то самое, которым пользуются ученые.

Как не утомить ребенка постоянным развитием

«Вот, о чем стоит помнить родителям, чтобы помочь детям развивать мышление:
Использовать с пользой время, которое обычно считается потраченным впустую: поездки в транспорте, прогулка из школы домой и обратно, очереди в магазинах и поликлиниках. На ходу можно легко делать несложные упражнения. Например: «Слова наоборот», «Правда или вымысел».
Не превращать развитие мышления в обучение — этого формата ребенку более, чем достаточно. Покажите, что это может быть весело и интересно на приемах, о которых мы рассказали.
Заниматься мало, но регулярно. 15 минут каждый день — всегда лучше, чем 2 часа за раз.
Не делать задания за ребенка. Делайте вместе с ним».

Комментариев нет:

Отправить комментарий