Петр Каптерев родился в 1849 году, в бедной семье сельского священника, который вскоре умер. Мать считала своим долгом дать всем восьмерым детям образование. Как дети священника они имели право бесплатно учиться в духовных учебных заведениях – училищах и семинариях. В Московскую духовную академию он попал как один из лучших выпускников семинарии. В то время духовные академии были единственными высшими учебными заведениями в России, где читалась педагогика, учителями же в школах работали без специального педагогического образования. По окончании Академии Каптерев не стал монахом или священником, но обязан был шесть лет проработать преподавателем Санкт-Петербургской духовной семинарии. Несмотря на блестящие успехи в этом деле, Петр Федорович не чувствовал себя на своем месте: его научные интересы не соответствовали уставу. В это время, в двадцать с небольшим лет, он писал одно из своих главных произведений – «Педагогическую психологию для народных учителей, воспитателей и воспитательниц». Понятие педагогической психологии вошло в научный оборот благодаря этой книге (она появилась в 1876 году).
Как только истек срок работы «по распределению» в семинарии, Каптерев подает в отставку и полностью посвящает себя светскому просвещению. Многие родственники и друзья не поняли этого, как им казалось, безрассудного шага – отказа от успешной карьеры. Каптерев парировал тем, что «каждый порядочный человек должен в кризисные периоды жизни общества заниматься самым необходимым делом». Он начинает преподавать психолого-педагогические дисциплины на Женских педагогических курсах, в частных гимназиях, на курсах по подготовке учителей. Параллельно пытается донести свои идеи до более широкого круга – пишет статьи на темы педагогики и семейного воспитания. Одновременно Петр Каптерев втянулся в общественную работу – сначала в Петербургском педагогическом обществе, на заседаниях которого обсуждались программы преподавания, методы обучения по разным предметам, учебные планы… Затем во Фрёбелевском обществе, названном в честь немецкого теоретика детских садов Фрёбеля. Оно объединило людей, которые осознали, что воспитание маленьких детей – дело совсем не такое простое, как кажется. При Фрёбелевском обществе организовали курсы для женщин, желавших стать воспитательницами детских садов, Каптерев начал читать им педагогику и психологию.
Гони природу в дверь – она влетит в окно
И не только читать, но и писать – он стал практически пионером отечественной дошкольной педагогики, так как готовых материалов на эту тему не существовало. Капитальный труд Каптерева «Педагогическая психология» вызвал скандал: автора обвинили в подрыве христианской нравственности, его идеи назвали «безумной педагогикой». Опубликованный слушательницами курс лекций по психологии был обличен как антирелигиозный по содержанию, насмехающийся над бессмертием души и вообще материалистический. Отнюдь не атеист, Каптерев заявлял, что духовная жизнь связана с телесной, с деятельностью мозга, нервов, мускулов, крови, и что педагогические советы, не основанные на знании физиологии и психологии ребенка, могут принести только вред. Каптерева почти на двадцать лет отстранили от преподавания. Однако разрешили ему работать в подразделении Мариинского ведомства, которое занималось инспектированием женских учебных заведений и где он проработал вплоть до 1917 года. Разъездная работа инспектором не только дала ему обильный материал для научных исследований, но и увеличила поле его общественной деятельности: он выступает на губернских учительских съездах, читает лекции учителям. В это время он становится организатором и участником многих общественных объединений. Среди них Родительский кружок, Комитет грамотности, Лига образования. Вместе с другими членами Лиги Каптерев боролся за всеобщее бесплатное образование. Около четырех пятых населения не умели читать и писать. «Страна, не заботящаяся о широкой постановке серьезного народного образования, готовит себе гибель», - предвидел Петр Федорович. Конец ХIХ – начало ХХ века было временем, по классификации Каптерева (написавшего «Историю русской педагогии»), общественного периода в развитии педагогики. Создавались педагогические общества, журналы, народные школы, педагогические курсы для женщин, постоянно проходили учительские съезды, курсы, собрания – и все это по инициативе общества, а не государства. Каптерев подчеркивал, что именно общество «выдвинуло целый ряд деятелей по образованию, для которых педагогические вопросы стали делом жизни… которые разрабатывали их не по казенной надобности и за жалованье, а в силу призвания».Следуя своему призванию, Каптерев продолжает совмещать службу с наукой и общественной деятельностью. В 1905 году выходит в свет его капитальный труд «Педагогический процесс», который ввел в обиход ученых и учителей этот термин. Педагогика – прикладная наука, настаивает автор.
Если общество доверяет детей педагогам, то оно не должно чрезмерно их контролировать.
Накануне Первой мировой войны, на рубеже 1912-1913-х годов Каптерев организует Всероссийский съезд по семейному воспитанию. Семейное воспитание – еще одно непаханое поле отечественной педагогической науки, которое Петр Федорович считал жизненно необходимым возделывать. Родители должны участвовать в жизни школы и сами разбираться в педагогике, а не отдавать ребенка в школу «на воспитание». Воспитание начинается с самого рождения.
В 1915 году министр народного просвещения Игнатьев поручил Каптереву возглавить мозговой центр для подготовки реформы образования. Однако реформа случилась двумя годами позже в намного более грандиозных масштабах. Февральскую революцию Каптерев воспринял как возможность свободы для учителей и учеников. В 1917 году он пишет программу обновления образования «Новая школа в новой России». Рассчитывая, что школы получат самоуправление, а учителя - независимость в вопросах обучения и воспитания, которое будет основано на принципах критического мышления.
В школе вырабатываются характер и мировоззрение детей – благодаря умственному труду, точнее – самостоятельному умственному труду. Укрепить и развить интерес к «умственной самодеятельности» возможно, по мнению Каптерева, только эвристическими методами обучения: детям не нужно подносить готовые знания на блюдечке, пусть сами строят гипотезы, ищут ответы на вопросы, анализируют, обобщают.Увы, уже через несколько лет он диагностировал в статье «Педагогическое образование» провал своих надежд: «Теперь… на место царского абсолютизма стал абсолютизм политических партий, не менее, если не более, свирепый и жестокий, чем царский. Критические умы не в почете… В сущности, авторитарный строй школы остался прежний, потому что сменить одного господина на другого все равно значит быть лишенным свободы, права иметь свой взгляд, свое убеждение». Автор призывает не впускать политику в классы. Учителя не рупоры государственной идеологии. Педагогический процесс должен быть автономным, то есть свободным от внешнего давления. В начале 20-х годов еще можно было публиковать мнения, отличные от мэйнстрима – без риска для жизни. Но не для карьеры. «Главный педагог» Советской России Крупская написала в рецензии на другую его статью, где высказывались похожие взгляды: «Каким затхлым духом веет от всего этого, и как далек Каптерев от современной молодежи!» Журнал, где была напечатана статья Каптерева, закрыли. Последние годы жизни Каптерев провел в Воронежском уезде. Он перебрался туда в 1918 году: из-за голода и холода в Петербурге там стало трудно оставаться. Несмотря на болезнь и престарелый возраст – семьдесят лет, он сразу же впрягся в привычную лямку: работал разъездным инспектором, преподавал в школах, учительской семинарии, в университете, организовал педагогический техникум, детский сад и музей. Еще в 1907 году он составил проект подготовки народных учителей, и вот теперь, в условиях гражданской войны, наконец представилась возможность воплотить его в жизнь. Зубр, как называли его студенты, продолжал читать лекции в Воронежском университете до самой смерти в 1922 году.
Комментариев нет:
Отправить комментарий