Поиск по этому блогу

среда, 9 января 2013 г.

Технология подготовки к ЕГЭ по математике

Для начала,  выделим основные трудности, с которыми сталкиваются ученики при подготовке к ЕГЭ по математике, хотя решения некоторых из них просты.

I. Нетипичность формулировок заданий в вариантах ЕГЭ. В учебниках используются стандартные формулировки. Слабых учеников незнакомые формулировки заданий ставят в тупик, хотя после пояснений они легко с ними справляются.

II. Непредсказуемость содержания заданий.

III. Насыщенность программы по математике новым материалом в 11-ом классе, который учителя вынуждены преподавать до марта, значит подготовка к ЕГЭ в большом объеме идет во внеурочное время, что ведет к перегрузке ученика. Демонстрационные материалы, предлагаемые Министерством науки и образования для тренировки учащихся, имеют большие расхождения с реальными вариантами ЕГЭ. Поэтому необходимо учитывать требования ЕГЭ предыдущих лет, надеясь, что они не сильно изменятся в нынешнем году. Но решения только тестов – это самая большая ошибка. Учитель математики должен уделить внимание решению тестов, но это не заменит твердых базовых знаний по предмету. Натаскивание на тесты, это тренировка интуиции, совершенствования вычислительных навыков. Те дети, у которых хорошие базовые знания, обязательно хорошо сдадут ЕГЭ.

Основные рекомендации

1. Итак, важнейшим аспектом подготовки к ЕГЭ является психологическая поддержка – это один из важнейших факторов определяющих успешность в сдаче экзамена. Поддержать ребенка – значит верить в него, создать у него установку «ты сможешь это сделать». Ученика можно поддержать словами «зная тебя, я уверена, что сделаешь правильно», « ты знаешь это и хорошо умеешь».


Итак, психологические рекомендации для учителей, готовящих детей к единому государственному экзамену:

• Сосредоточивайтесь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки.

• Помогайте подростку поверить в себя и свои способности.

• Помогайте избежать ошибок.

• Поддерживайте выпускника при неудачах.

• Подробно расскажите выпускникам, как будет проходить единый государственный экзамен, чтобы каждый из них последовательно представлял всю процедуру экзамена.

• Приложите усилия, чтобы родители не только ознакомились с правилами для выпускников, но и не были сторонними наблюдателями во время подготовки ребенка к экзамену, а, наоборот, оказывали ему всестороннюю помощь и поддержку.

• Учитывайте во время подготовки и проведения экзамена индивидуальные психофизиологические особенности выпускников. Психофизиологические особенности – это устойчивые природные характеристики человека, которые не меняются с возрастом и проявляются в скорости протекания мыслительно-речевых процессов, в продуктивности умственной деятельности.

2. Так же, важно во время тренировки по тестовым заданиям приучать ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять, что приведет к умению концентрироваться на протяжении всего экзамена, а значит придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность.

3. Активная работа с компьютером формирует у учащихся более высокий уровень самообразовательных навыков и умений - анализа и структурирования получаемой информации. Следует обратить внимание, что интерактивные средства обучения в сочетании со стандартными методами обучения в школе дают высокий коэффициент эффективности по подготовке к ЕГЭ.

4. В своей работе много внимания уделяю устным вычислениям, начиная с пятого класса. Устные вычисления развивают понимание, наблюдательность и смекалку у учащихся. Проведение устных вычислений помогает учителю дисциплинировать учащихся, восстановить у них навыки самостоятельности, умение ценить и экономить время. В целях выработки прочных навыков рекомендуется проводить устные вычисления на применение особых приемов не реже одного раза в неделю. Во время устного счета учитель вырабатывает у учащихся полезные навыки, определяет знания учащихся по той или иной теме, принимает меры для устранения замеченных недостатков. Прежде чем приступить к вычислениям, учащийся должен определить их самый рациональный путь, наметив при этом возможности применения устного счета.

Итак, учащийся должен понимать, что не следует механически, подряд выполнить указанные действия, а необходимо предварительно выяснить, нельзя ли уменьшить число операций и выполнить некоторые промежуточные вычисления устно.

5. Состав методических средств, подготовленных для обучения общим методам, должен включать такие компоненты: идея самого метода: примеры задач, решаемых этим методом; система упражнений на усвоение метода (для каждого класса, начиная с 5-го); средства самоконтроля деятельности по реализации данного метода. Познавательный интерес учащихся, качество знаний во многом зависит от умения учителя научить школьников рациональным методам работы с учебником, книгой, справочным материалом. Весьма полезна, особенно в старших классах, работа с учебником или другой математической книгой по определенному заданию учителя. Укажем два из них.

1. Задания по конспектированию материала отдельных параграфов или разделов. В помощь ученикам сообщаются этапы конспектирования:

a) ознакомительное чтение текста;

b) вдумчивое чтение текста с использованием пометок карандашом;

c) составление плана прочитанного;

d) чтение текста и отбор главного материала по каждому пункту плана;

e) запись отобранного содержания своими словами или виде цитат.

2. Составление тезисов. Чтобы учащимся легче было выполнить эту работу, полезно сообщить им правила составления тезисов:

a. ознакомительное чтение текста;

b. повторное чтение текста, разделение его (с помощью плана или без него) на части;

c. в каждой части прочитанного текста выделение главной мысли в самом тексте книги (легким подчеркиванием карандашом);

d. изложение мысли своими словами или цитатами;

e. тезисы должны быть краткими, четкими, ясными;

f. Запись тезисов в форме утверждений или отрицаний.

Подводя итог сказанному, отметим, что в классах где последовательно и целенаправленно осуществлялась работа по вооружению учащихся умениями и навыками самостоятельной работы с учебником и математической книгой, качество знаний выше, чем в других классах.

6. При подготовке к ЕГЭ по математике считаю необходимостью систематизации знаний учащихся. Поэтому я структурно разбиваю всю подготовку к экзамену на разделы:
Задачи с практическим содержанием
Выражения и преобразования
Уравнения
Неравенства
Системы уравнений и неравенств
Исследование функций
Применение производной
Текстовые задачи
Планиметрия
Стереометрия
Задачи с параметрами

При работе с каждым разделом делаю акцент на повторение и отработку общих методов решения задач (решение задачи по известному алгоритму, замена задачи, разбиение решения задач на решение системы задач, переводом задач на другой язык, использование аналогий, ассоциаций и другое). Так же, при подготовке учащихся к ЕГЭ разумно соблюдать привило «спирали» - от простых типовых заданий до заданий раздела С. 

 7. Необходимо разворачивать перед учащимися всю картину поиска в трудных заданиях. Не нужно стесняться показывать школьникам свои черновые записи в трудных примерах, где отражены этапы тупиковых вариантов. Необходимо инсценировать свой «тупик» в процессе решения задачи. Тогда школьники пытаются самостоятельно выйти из «тупикового варианта» и, пробуют свои варианты решения. Этому нас учит древнее индийское изречение « Знай куда идешь. Знай, зачем идешь. Если не знаешь, остановись и подумай. Иногда полезнее вернуться».

По материалам публикации учителя математики ГОУ Средняя Общеобразовательная
школа № 567 Петродворцового района, Вазлиной Р.Н.

Комментариев нет:

Отправить комментарий