Поиск по этому блогу

воскресенье, 28 февраля 2021 г.

Дети не умеют пользоваться компьютерами…

Правда в том, что дети не умеют пользоваться компьютерами общего назначения, как и большинство из знакомых мне взрослых.Думаю, прежде чем продолжить, мне нужно обозначить, что значит «не умеет пользоваться компьютером», в моем понимании.

Шестиклассник приносит мне свой ноутбук, объясняя, что тот работает очень медленно и отключается. Ноутбук буквально визжит, кулеры крутятся на всю катушку и корпус некомфортно горячий на ощупь. Запускаю Диспетчер задач и вижу, что CPU загружен на 100%, хотя запущен только uTorrent (у которого, внезапно, 200 торрент-файлов на раздаче). Осмотрелся, какие процессы запущены, и их было много, жрущих CPU и RAM. Более того, я не мог выключить ни одного из них. «Какой антивирус ты используешь?» — спросил я, чтобы услышать, что он не любит антивирусы, поскольку они замедляют работу компьютера. Я вернул ему ноутбук, и сказал, что тот заражен. Он спросил, что ему нужно сделать, и я предположил, что ему следует переустановить Windows. Он посмотрел на меня беспомощно. Он не умеет пользоваться компьютером.

Девочка подняла руку на уроке. «Мой компьютер не включается», сказала она. С отчаянием в голосе, подразумевающим, что она испробовала все мыслимые способы заставить железяку работать. Я подошел, включил монитор, и экран ожил, отображая окно авторизации в Windows. Она не умеет пользоваться компьютером.

Учительница принесла мне свой ноутбук. «Чертова железка не подключается к интернету», сказала она со злостью, как будто это моя вина. «Мне надо было сделать тонны работы прошлой ночью, но я вообще не могла выйти в сеть. Даже мой муж пробовал и не смог ничего сделать, а он отлично разбирается в компьютерах». Я взял провинившийся ноутбук, включил кнопку беспроводной сети, расположенный на клавиатуре, и вернул ей обратно. Ни она ни ее муж не умеют пользоваться компьютером.

Учитель позвонил мне в офис, жалуясь, что в его ноутбуке «нет интернета». Я спустился в класс. Он сказал, что вчера интернет был, а сегодня исчез. Его рабочий стол — сплошная стена иконок документов Microsoft Office, расположенных беспорядочно. Я попытался быстро объяснить, что рабочий стол — не лучшее место для хранения документов, поскольку они не зарезервированы на сервере, но его это не волновало, он просто хотел интернет обратно. Зашел в стартовое меню и щелкнул на Internet Explorer, тот открылся и отобразил домашнюю страницу. Коллега объяснил, что интернет был на рабочем столе, но теперь отсутствует. Я закрыл IE и осмотрел рабочий стол, обнаружив в итоге маленькую голубую «e», захороненную среди иконок PowerPoint и Excel. Указал на нее. Коллега указал на другое место на экране, и заявил, что иконка должна быть там. Я перетащил иконку в нужную позицию. Он счастлив. Он не умеет пользоваться компьютером.

Ребенок поднял руку. Сказал мне, что на его компьютере вирус. Я посмотрел на экран. То, что отображалось в веб-браузере, выглядело как диалоговое окно XP, предупреждающее о том, что компьютер заражен и предлагающее скачать программное обеспечение для сканирования и удаления вирусов. Он на машине с Windows 7. Я закрыл злобную закладку. Он не умеет пользоваться компьютером.

Не уметь пользоваться компьютером считается приемлемым, если вам двадцать пять лет или больше. Это нечто такое, чем некоторые люди даже извращенно гордятся, но широко распространенная мудрость гласит, что все, кто моложе 18, являются техническими волшебниками, и это просто не правда. Они могут использовать некоторое программное обеспечение, в частности — веб-приложения. Они знают, как использовать Facebook и Twitter. Они могут использовать YouTube и Pinterest. Они также знают, как использовать Word и PowerPoint и Excel. Попроси их переустановить операционную систему — и они потерялись. Попроси их заменить жесткий диск или оперативную память — и они покрываются холодным потом. Спроси их, что значит https и почему это важно — и они посмотрят на тебя так, будто ты говоришь на Клингонском.

Они жмут «OK» в диалоговых окнах, не читая сообщение. Они выбирают пароли типа qwerty1234. Они отключают компьютер, удерживая кнопку выключения, пока монитор не погаснет. Они оставляют компьютер с открытой сессией, выходя из комнаты. Если программа зависает, они жмут одну и ту же кнопку снова и снова, пока все не навернется окончательно.

Как, черт побери, мы попали в такую ситуацию? Как может поколение с доступом к стольким технологиям, не знать, как их использовать?

Мобильные технологии убили технические умения. Теперь мы носимся с компьютерами, которые прикидываются сотовыми телефонами или планшетами. Большинство людей даже не думают о своем телефоне, как о компьютере. Это устройство, которое дает быстрый доступ к Google. Это устройство, позволяющее нам делать фотографии и публиковать их в Facebook. Это устройство, на котором мы играем в игры и публикуем рекорды в Twitter. Это устройство, которое блокирует файловую систему (или прячет ее от нас). Это устройство, которое позволяет устанавливать только дезинфицированные приложения через регулируемый магазин приложений. Это устройство, компоненты которого не могут быть обновлены или заменены, и устареют через год или два. Это устройство такой же компьютер общего назначения. Вот такое состояние мира. Давайте прикинем статистику, чтобы проиллюстрировать мою точку зрения. Если 20 лет назад 5% из нас имели дома компьютеры — то вы можете быть уверены, что 95% этих компьютеров были в руках у технически грамотных людей. Если допустить, что сегодня компьютеры дома у 95% из нас — то я предположу, что около 5% владельцев технически грамотны.

Это страшно, и я уверен, что настоящая статистика будет еще страшнее. Это то, чем все мы должны быть обеспокоены.

Почему?

Технологии влияют на наши жизни сильнее, чем когда-либо. Наши компьютеры дают нам доступ к еде, которую мы едим, и к одежде, которую мы надеваем. Наши компьютеры позволяют нам работать, социализироваться и развлекаться. Наши компьютеры дают нам доступ к нашим коммунальным услугам, нашим банкам и нашим политикам. Наши компьютеры позволяют преступникам взаимодействовать с нами, воруя наши данные, наши деньги и наши личности. Наши компьютеры сегодня используются нашими правительствами, прослушивая наше общение, наше поведение и наши секреты.
Завтрашние политики, госслужащие, полицейские, учителя, журналисты и директора — формируются сегодня. Эти люди не знают, как использовать компьютеры, и при этом они собираются создавать законы относительно компьютеров, защищать законы о компьютерах, обучать молодежь компьютерам, освещать компьютеры в СМИ и лоббировать политиков насчет компьютеров. Вы думаете это приемлемый расклад дел?

Без обращения к Википедии, можете ли вы сказать, в чем разница между Интернетом, World Wide Web, веб-браузером и поисковым движком?
Если вы не можете — то вы не имеете права принимать решения, затрагивающие эти технологии. Попробуйте. Ваши друзья знают разницу? А вы?

Что делать? Извечный вопрос...

Родители
Перестаньте решать проблемы за ваших детей. Вы потратили много времени, приучая их к ночному горшку, пока они маленькие дети, поскольку способность использовать туалет является важным навыком в современном обществе. Вам надо поступить так же с технологиями. Обязательно купите им компьютер, но если что-то пойдет не так — пусть они это чинят. Купите им смартфон, дайте 1000 руб//год на баланс в магазин приложений, и пусть сами узнают, почему in-app покупки — плохая идея. Когда мы учим детей ездить на велосипеде, в определенный момент надо снять тренировочные колесики.

Школа
Мы должны учить детей не устанавливать зловредное ПО, а не блокировать машины таким образом, чтобы это было физически невозможно. Мы должны учить детей оставаться в безопасности онлайн, вместо фильтрования их интернета. Google и Facebook дают детям деньги, если те находят и используют уязвимости в безопасности их систем. А мы за попытки взлома выгоняем детей из класса.

Итоги
Это уже случалось ранее. Это не новый феномен. Сотню лет назад, если вы были счастливчиком, который владел автомобилем, вы наверняка знали, как его починить. Люди могли как минимум заменить масло, заменить шины или настроить двигатель. У меня был автомобиль большую часть моей взрослой жизни, и это всё для меня загадка. Я зависим от продавцов, которые скажут мне, что купить, от механиков, которые скажут, что сломалось и починят это за меня, а по мере развития технологий, я становлюсь зависим также от спутниковой навигации. Сомневаюсь, что моему пятилетнему сыну вообще придется учиться водить. Его автомобиль будет делать это за него. Когда ему понадобится что-то починить, он будет отправлен к механику, который больше заплатил за онлайн-рекламу. Когда он захочет остановиться перекусить, он будет отправлен в закусочную, которая больше заплатила за онлайн-рекламу. Когда ему надо будет перезарядить его дилитиумовые кристаллы — он будет отправлен на заправочную станцию, которая больше заплатила за онлайн-рекламу.

Я хочу, чтобы люди, которые будут формировать наше общество в будущем, понимали технологии, которые будут помогать формировать наше общество в будущем. Если это должно случиться, то нам надо перевернуть тенденцию, когда наблюдаемая техническая неграмотность растет по экспоненте. Мы должны действовать вместе, как родители, как учителя, как создатели политики.

По мотивам источник

1 комментарий:

  1. Золотые слова! Готов подписаться под КАЖДЫМ из них.Только вот вряд-ли что-то изменится в обозримом будущем. Деградация - это такой-же естественный процесс, как и закон о всемирном тяготении...

    ОтветитьУдалить