Поиск по этому блогу

воскресенье, 3 января 2021 г.

Появление «Тетриса»: История о том, как русский программист создал феномен

 Кто не держал в руках пластмассовый китайский «Тетрис»? Увлекательная игра, способная убить достойное количество времени и по сей день популярна (аудитория так точно не поддается подсчету).

Алексей Пажитнов

Игра была выпущена 6 июня 1984 года — в это время Пажитнов работал в Вычислительном центре Академии наук СССР.

«Тетрис» представляет собой головоломку, построенную на использовании геометрических фигур «тетрамино» — разновидности полимино, состоящих из четырёх квадратов. Полимино в том или ином виде использовались в настольных играх и головоломках задолго до создания «Тетриса». Идею «Тетриса» Пажитнову подсказала игра в пентамино. Первоначальная версия игры была написана Пажитновым на языке Паскаль для компьютера «Электроника-60».

Для IBM PC игра была переписана на Turbo Pascal 16-летним школьником Вадимом Герасимовым.

Игра быстро распространилась по Москве и далее по всему миру. Несколько месяцев спустя про игру узнал импортёр программного обеспечения из Венгрии — Роберт Стейн. Стейн поехал в Москву, где встретился с Алексеем Пажитновым и договорился о лицензии на выпуск игры. По какой-то неизвестной для Стейна причине Пажитнов подарил ему тетрис. Роберт Стейн сразу решил, что игру можно было свободно издавать.

Стейн продал права на «Тетрис» компании Mirrorsoft (и её дочерней компании Spectrum HoloByte), принадлежащей британскому медиамагнату Роберту Максвеллу. Стейн приехал договариваться о покупке прав у реальных правообладателей спустя несколько месяцев после заключения сделки. Русские отказались продавать Стейну права на «Тетрис» на его условиях. Тем временем две компании Максвелла — британская Mirrorsoft и американская Spectrum HoloByte — выпускают свой вариант «Тетриса». У игры появляются качественные по меркам того времени графика и звук, а также «русский колорит» — в фоновых заставках программы появляются Ю. А. Гагарин, М. Руст, незадолго до этого совершивший посадку своего спортивного самолёта на Красной площади, и другие подобающие случаю персонажи. На глазах рождается сенсация — первая игра из-за «железного занавеса».

И поскольку конца путанице с авторскими правами не было видно, примерно с десяток фирм объявили себя “хозяевами” разработки. К 1996 году, кажется, не осталось платформы, на которой бы не запустили Тетрис. Умельцы портировали игру даже на приборы типа осциллографа. В американском обществе в свое время ходили легенды, что Тетрис — это разработка советского КГБ, направленная на подрыв производительности труда. Иное объяснение сути игры заключается в том, что это притча про коммунизм, который никак не построят.



Комментариев нет:

Отправить комментарий